Мораль и право и кант

Мораль и право и кант


Понятие права трактуется мыслителем исключительно как сочетание принуждения со свободой лица: право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право у Канта сводится к системе законов, т.е. к праву объективному. При этом естественное право именуется мыслителем правом частным, а право позитивное – публичным правом.
«Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
.

Иммануил Кант (1724–1804) – профессор Кенигсбергского университета, основатель немецкой классической философии, правовой мыслитель эпохи Просвещения, основоположник теории правового государства, автор проекта установления вечного мира между государствами, основатель критической философии.

Взгляды И


The article is aimed at the analysis of I. Kant’s views on law and morality relations and their impact on V.

S. Solovyov’s philosophy. Law, in Kant’s opinion, regulates only external human interrelations and differs in this respect from morality. Like Kant, Solovyov looks at law as rooted in human freedom. Kant interpreted the human mind as a source of morality and law.

As a source of law and morality, it should possess, Solovyov claims, another highest capacity — religious belief. Вопросы права, морали, а также их соотношение Иммануил Кант (1724-1804) исследует в различных своих трудах.

Этическое обоснование права (Рональд Дворкин)


Они, напротив, должны попытаться связать этику и политику, обосновывая такой подход к природе и характеру жизни, основанной на добре (good life), который сделает либеральную политическую мораль скорее непрерывной, чем прерывной, и свяжет ее с философским пониманием такого рода жизни».

2 Итак, моральное обоснование политики и права, согласно Дворкину, не только возможно, но и принципиально необходимо.

Мораль содержит в себе все ценное и прогрессивное, что было выработано человечеством в ходе исторического развития, в борьбе с социальным злом и нравственными пороками. Это – система нравственных норм и ценностей.

Принципы морали – это ее основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Мораль включает также нравственные чувства, переживания, настроения, т.

Следующий этап развития объективного духа – мораль.

Если в праве речь идет о защите индивидуального, то мораль – это соответствие всеобщему. Здесь речь идет о воле индивидуальной и всеобщей. Если индивидуальная воля противостоит универсальной, то она является неморальной, такой, которая лишена всеобщности.

Мораль представляет собой не только деятельность сознания, она активна, проявляет себя в конкретных поступках.

Моральная ценность права (моральность) права это


При этом элементарные общечеловеческие требования, основанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и др.) принципиально важны для права и получают в нем глубинное выражение. Решающим постулатом права является воплощение в нем требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало — необходимость равновесности, равенства всех перед законом и судом, а отсюда справедливого права и справедливого его торжества в практических делах и конфликтах — правосудия.


Иммануил Кант


Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает. Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей. Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.

Нравственность заложена в характере. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить.

Мораль, право, политика в контексте прав человека


Право, не основанное на морали, не будет поддержано обществом, не может эффективно функционировать, не имеет долгосрочных перспектив существования.

Право для эффективного функционирования нуждается в постоянном моральном подкреплении. Наиболее ярко сочетать в себе правовые и моральные ценности способны права и свободы человека. Сочетание морального и правового факторов в концепции прав человека характеризует сбалансированность общественного развития, отсутствие противопоставления права и морали, что прослеживается, например, во Всеобщей Декларации прав человека.


Философия права (Кузнецов, 2007)


В этом смысле необходимо строго различать Ф.п. и философско-правовые взгляды и идеи. История европейской Ф.п. начинается с Платона и Аристотеля .

Их основная заслуга заключается в определении и всестороннем анализе идеи справедливости, а также в обосновании разумной природы закона (права). Справедливость как таковая, так и в отношении права, означает, согласно Платону, «надлежащую меру» или то, что «каждый имеет свое».

для права как минимума нравственности существует требование непременной реализации этого наименьшего нравственного состояния.

В) требования нравственного совершенства не предполагают принуждения, в морали это невозможно, а для права психическое и физическое принуждение не только желательно, но и возможно. Таким образом, право есть принудительное требование реализации минимума добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла.

Философия Иммануила Канта


Характер Иммануила Канта отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты.

Литературная деятельность Канта была очень плодовита и отличалась разносторонностью, но неоценимое значение для философии имеют только три главных произведения: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Величайшая заслуга Иммануила Канта, как философа, заключается в том, что он предложил глубокомысленное решение той задачи теории познания, которая издавна разделяла мыслителей на приверженцев эмпиризма и рационализма . Кант задался целью показать односторонность обеих этих философских школ и выяснить то взаимодействие опыта и интеллекта, из которого и состоит все человеческое знание.

Свою гносеологию Кант развивает в работе «Критика чистого разума».

Новгородцев воспринял и развил кантовскую идею о делении духовной жизни человека на две независимые и самодовлеющие сферы – область опытного знания и сферу постулатов, императивов. Особое внимание при этом он уделял проблеме «необходимости» и «свободы» и тому, как она решалась в философии немецких мыслителей.

Создавая свою оригинальную естественно-правовую теорию, русский ученый стремился развить и дополнить системы Канта и Гегеля, устранив их односторонность.

На принципиально иных постулатах строится практическая философия Канта, в которой рассматриваются проблемы поведения человека. В этике и учении о праве — составных частях практической философии — главенствующая роль принадлежит априорным идеям.

Если в познании природы, утверждал Кант, «источником истины служит опыт», то законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между людьми.

История философии


Эти 3 убеждения Кант называет «практическими постулатами» Бога, свободы и бессмертия. Моральность, по Канту, свободна от религиозной гетерономии (отчуждение, сверхотчуждение), т.

к. она автономна (существует самостоятельно по своим законам). В этой связи Кант дает свое понимание права, государства, политики, истории, к реальности которых он относится очень скептически, особенно к реальности вечного мира, рассматриваемого им в качестве этико-политического идеала.

Те, кому обязана наука конституционного права


Первую лекцию Кант прочел осенью 1755 г.

В первый год доцентуры Кант читал лекции иногда по двадцать восемь часов в неделю. Значительное влияние на жизнь и творчество Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. В этой войне Пруссия потерпела поражение, а Кенигсберг был захвачен русскими войсками.

24 января 1758 г. город присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принес присягу и Кант.

Edit