Меры и временные ограничения в условиях военного положения

Действие чрезвычайного режима как время ограничения прав человека на определенной территории A State of Emergency: the Period for Restriction of Human Rights within a Defined Territory Текст научной статьи по специальности — Государство и право


В работе исследуется проблема ограничения прав и свобод человека как временная мера в условиях действия чрезвычайного положения на определенной территории. Действие чрезвычайного положения рассматривается как временное по своей сути состояние особого правового режима, которое распространяется на конкретную территорию.
В статье обращается внимание на необходимость соблюдения принципов разумности, целесообразности и законности ограничения прав человека в условиях действия чрезвычайного режима на определенной территории.


эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения: а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов; в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции.

Проект ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон — О чрезвычайном положении


меры и временные ограничения, применение которых предусмотрено проектом Федерального конституционного закона» О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»» Полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Меры и временные ограничения в условиях военного положения


Вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека в условиях чрезвычайных ситуаций являются актуальными с точки зрения сохранения мира и обеспечения правопорядка, и потому, на наш взгляд, требует детального рассмотрения. Особое место в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит органам внутренних дел. Особенности организации их деятельности в условиях особых правовых режимов исследовались Ю.

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Статья 12


приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции.
Рекомендуем прочесть:  Отчет опекуна 2019 образец

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения (примеры ведения РФ и других странах)


Организация неотложной медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях. Медицинская служба гражданской обороны. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Размещение, организация охраны и обороны пункта временной дислокации роты в составе батальона. Инженерное оборудование пункта временной дислокации (района расположения).

По законопроекту в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, но исключительно в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом Президента Украины о введении военного положения. 1) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и введение особого режима их работы (перечень объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, подлежащих усиленной охране в условиях военного положения, утверждается Кабинетом министров Украины); 2) введение трудовой повинности для трудоспособных лиц (причем за работниками, привлеченными к выполнению общественно-полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность); порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и вопросы их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом министров Украины); 3) принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятии имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке; 5) нарушения в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконное увлечение государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения; 6) регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров, театрально-зрелищных и других предприятий, учреждений, организаций и заведений культуры и средств массовой информации, а также использования местных радиостанций, телевизионных центров и типографий для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещение работы приемно-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети; 7) установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, иные сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом министров Украины; 8) проведение эвакуации населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения, в связи с перечнем, утверждаемую Кабинетом министров Украины; 9) освобождение с должностей руководителей любых предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций; При этом в местностях, где ведутся боевые действия, введения и осуществления мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование и военные администрации (в случае их образования).
«Предполагается, что введения и осуществления мер правового режима военного положения осуществляется в соответствии с утвержденным Кабинетом министров Украины типового плана внедрения и обеспечения мероприятий правового режима военного состояния в Украине или в отдельных ее местностях»
, — говорится в пояснительной записке. — повышению эффективности руководства Президентом Украины в условиях военного положения Вооруженными силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами, а также внедрению и осуществлению военными администрациями мер правового режима военного положения; — эффективной координации Кабинетом министров Украины деятельности органов исполнительной власти относительно всестороннего обеспечения внедрения в Украине или в отдельных ее местностях военного положения, перевода экономики и финансовой системы на функционирование в условиях этого состояния; — созданию условий для нормализации ситуации и обеспечения непрерывности реализации публичной власти на территории, где введено военное положение, и, как следствие, для предоставления услуг населению соответствующих административно-территориальных единиц, остановке развития кризисных тенденций в хозяйственном секторе и общественно-политической ситуации. 28 мая в программе «Год Порошенко» по случаю года его пребывания на посту президента, он сообщил, что у каз о введении военного положения в Украине будет подписан .

Комментарии к СТ 20


32 упомянутого Закона. В Законе (ст. ст. 11 — 13) приведены в общем виде меры и временные ограничения, которые могут применяться в условиях чрезвычайного положения. Предусмотрено предоставление отдельным должностным лицам права издавать обязательные для исполнения акты, в том числе коменданту территории, который издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями, должностными лицами, гражданами. Закон предоставляет Президенту РФ право создавать временный орган управления, а в необходимых случаях — федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

не допускать граждан в целях защиты их жизни, здоровья и имущества на отдельные участки местности и объекты; обязывать их покинуть указанные участки местности и объекты; 4) беспрепятственно пользоваться в служебных целях линиями, каналами и средствами связи, принадлежащими организациям (за исключением линий, каналов и средств связи, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств и представительствам международных организаций); 5) безвозмездно получать от организаций информацию, необходимую для исполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии служебных обязанностей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлен иной порядок получения соответствующей информации; 6) осуществлять проверку у граждан документов, удостоверяющих их личность, при наличии данных о том, что у граждан имеется оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, специальные средства, производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилых и иных помещений, транспортных средств, плавучих средств (судов); 7) задерживать граждан, нарушивших правила комендантского часа, установленные в соответствии с федеральным законодательством, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, задерживать до установления их личности, но не более чем на срок, предусмотренный федеральным законодательством, с последующим их доставлением в полицию; 8) принимать неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, при обеспечении режима чрезвычайного положения, в том числе на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. предусматривали только одну форму особого правового режима — «военное положение». Однако реально в 1988-92 гг. ЧП (в той или иной форме) вводилось на территории СССР и СНГ союзными и республиканскими органами власти и управления более 20 раз. Например, ноябрь 1988 г. — в Нагорно-Карабахской АО и Агдамском районе («особое положение»); ноябрь 1990 г.

ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер . С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории.

Режим чрезвычайного положения


С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее.

В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица. его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые — поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые — поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности. Закон о чрезвычайном положении реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений.

Edit