3 международные механизмы обеспечения и защиты прав человека

В 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила право каждого российского гражданина «обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46 Конституции), т.е.

Организация объединённых наций рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, по сути дела, во всех своих структурах, но в интересующем нас аспекте — защита прав человека- главную роль играют Генеральная ассамблея, Экономический и социальный совет и конвенционные, договорные органы, т.е.

Однако сегодня существует лишь четыре органа ООН, которые могут принимать индивидуальные жалобы при условии, если соответствующее государство-участник ратифицировало соответствующий документ.

При этом такая миссия обязана обеспечить объективность оценки ситуации, не может оказывать одностороннюю информационную поддержку оппозиционным политическим организациям, безосновательно дискредитировать избирательный процесс, в противном случае государство, как мы полагаем, вправе запретить такого рода инспектирование и потребовать замены членов миссии. Предотвращению нарушений избирательных прав, безусловно, способствует и мониторинг за соблюдением прав и свобод, осуществляемый Советом Европы.

Международная защита прав человека


Наряду с рассмотрением межгосударственного сотрудничества в области прав человека в учебном пособии значительное место занимает рассмотрение регионального сотрудничества.

В этой связи проанализированы важнейшие региональные документы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Американская конвенция о правах человека 1 969 г. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. Для работников государственного аппарата, сотрудников правоприменительных органов, законодателей, ученых, преподавателей, магистрантов и студентов юридических факультетов. Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить!

Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Тема 13


которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует судебные дела Европейский Суд по правам человека ; Межамериканский суд по правам человека ; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества) процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

Вопросами прав человека время от времени в различной степени занимаются Совет Безопасности, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный Суд. Рассмотрим подробнее правозащитную деятельность некоторых из этих институтов ООН. Основным органом ООН является Генеральная Ассамблея. В ней представлены все государства-члены, каждое из которых имеет один голос.

Ассамблея может обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать по ним рекомендации, которые обязательными для членов ООН не являются, и имеют вес мирового общественного мнения.

Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года . Следовательно, каждый, кто полагает, что Российская Федерация нарушила его гражданский и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека . При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что Комитет по правам человека ООН рассматривает нарушения только тех прав, которые предусмотрены Международным Пактом о гражданских и политических правах.

В 1946 г. Совет создал две функциональные комиссии: Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин.

Комиссия по правам человека готовит исследования, рекомендации и проекты международных документов в этой области. Она также выполняет специальные поручения Генеральной Ассамблеи и Экономического и социального Совета, в том числе рассматривает заявления и разбирает сообщения о нарушениях нрав человека.

В конце концов, лучше, если государство пообещает соблюдать хоть какие-то права человека, чем никаких! Правда, этот механизм может становиться источником злоупотреблений и давать государствам предлог отказывать своим гражданам в основных правах, позволяя при этом «избегать» международного контроля в тех или иных областях. Как вы думаете, почему даже те государства, в которых плохо обеспечены права человека, готовы подписывать международные соглашения по правам человека?

В отличие от обязательных документов необязательные — это, в основном, просто декларации или политические соглашения государств, где говорится о необходимости приложить все усилия, чтобы обеспечить те или иные права, но без каких-либо юридических обязательств.

действует в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, других международных документов в области прав человека и международного права, включая обязательства уважать в этих рамках суверенитет, территориальную целостность и национальную юрисдикцию государств, признавая при этом, что в структуре целей и принципов Устава поощрение и защита всех прав человека являются вопросом, законно волнующим международное сообщество; руководствуется признанием того, что все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными и что при всей необходимости учитывать значимость национальных и региональных особенностей и различного исторического, культурного и религиозного опыта государств независимо от их политических, экономических и культурных систем обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы; признает важность содействия сбалансированному и устойчивому развитию в интересах всех людей и обеспечения реализации права на развитие. Верховный комиссар ООН является должностным лицом ООН, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря ООН основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. В рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и Комиссии ООН по правам человека обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека заключаются в следующем: поощрять и защищать эффективное осуществление всеми людьми всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав; выполнять задачи, порученные ему/ей компетентными органами системы ООН в области прав человека, и представлять им рекомендации в целях содействия эффективному поощрению и защите всех прав человека; оказывать через Центр по правам человека, Секретариат ООН и другие соответствующие учреждения консультативные услуги и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства и региональных организаций по правам человека с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека; расширять международное сотрудничество в целях поощрения и защиты всех прав человека; координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы ООН в области прав человека; играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации прав человека во всем мире; поддерживать при осуществлении своего мандата диалог с правительствами всех стран; координировать деятельность в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН; осуществлять рационализацию, адаптацию, укрепление и оптимизацию механизмов ООН в области прав человека в целях повышения их действенности и эффективности; осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека; предоставлять ежегодный доклад о своей деятельности Комиссии ООН по правам человека, а через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблее ООН, и другие права и обязанности. Комитет по правам человека, образованный в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.


Международные механизм защиты прав и свобод человека


42 — 43]. Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что
«все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью»
[2, с. 121]. Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания.



В другом Пакте — об экономических, социальных и куль­турных правах — обязательство участвующих государств сфор­мулировано, с учетом объекта регулирования и реальных усло­вий, иным образом: «Принять в максимальных пределах имею­щихся ресурсов» меры к постепенному обеспечению полного осуществления признаваемых прав всеми надлежащими спосо­бами. В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных орга­нов, наделенных функциями международного контроля за дея­тельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Межгосударственный механизм защиты прав человека как элемент процесса обеспечения и защиты права личной безопасности


Однако презумпция исключительной национальной правозащиты оказалась недостаточной, а в определенных ситуациях выявила свою полную несостоятельность. Очевидной стала необходимость постоянного международного контроля над государственными средствами обеспечения прав и свобод человека [2, с. 140]. Современный этап характеризуется тем, что свое юридическое закрепление общечеловеческие ценности получили прежде всего в принципах и нормах международного права, которое не только определило мировые стандарты прав и свобод человека, но и регламентирует национальные и международные механизмы их защиты.


Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы


3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами. Таким образом, в течение более 25 лет Всеобщая декларация прав человека
«являлась общим мерилом достижений всех народов и всех стран в области прав человека»
.


Глава 1


Наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению — показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности.

Вместе с тем рекомендации договорных органов не имеют юридически обязывающего характера, их неисполнение не влечет за собой санкций. Не располагают договорные органы и какими-либо средствами принуждения к осуществлению рекомендаций. К категории квазисудебных правозащитных механизмов принадлежит также Универсальный периодический обзор (УПО), проводимый Советом ООН по правам человека.

К несудебным элементам системы международной защиты прав человека относятся специальные процедуры Совета ООН по правам человека, различного рода миссии по установлению фактов, правозащитная деятельность Совета Безопасности, Генерального секретаря ООН, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, ряда других органов и специализированных учреждений ООН. Конвенционные механизмы учреждаются и наделяются полномочиями в соответствии с международными договорами по правам человека.

Edit